Устройство временных спусков и маневренных площадок

Там, где береговая полоса, а также акватория не позволяют ограничиться только якорной стоянкой, устраивают временные спуски и маневренные площадки или же специальные пристани для посадки пассажиров и грузов.

Подпись: Л Рис. 158. Ручная лебедка

Рама деревянного спуска обычно укрепляется на сваях или просто лежит закрепленной на фундаменте или непосредственно на грунте. Сверху^спуск обшивается двумя рядами толстых сос­новых или дубовых досок. Направление досок каждого ряда

делается различным во избежание перекоса, причем доски верх­него ряда обыкновенно кладутся перпендикулярно к протяже­нию спуска или под углом 45°, чтобы при рассыхания в надвод­ной части в щели между досками не могли попасть колеса те­лежки.

Часть спуска, находящуюся в воде, предварительно смолят или пропитывают креозотом для предохранения от гниения.

На гидроаэродромах с течением или сильным прибоем грунт около части спуска, омываемого водой, укрепляют с боков

и у конца камнями во избежание его размыва, а деревянную обшивку набивают со щелями — для прохода воды между отдель­ными досками.

В местах, подверженных большим прибылям воды, спуски уст­раиваются на сваях, поднятых над уровнем низкого берега, причем при постройке надо обращать внимание на их надежное укре­пление в грунте.

Деревянные маневренные площадки строятся подобно спускам: на сваи или грунт кладут и скрепляют обтесанные бревна-лежни, на которые нашиваются двумя взаимно перпендикулярными рядами сосновые доски.

Для подъема гидросамолетов из воды устраиваются или руч­ные лебедки (рис. 158), или шпили. При наличии спуска неболь­шой крутизны для вытаскивания гидросамолета может быть ис­пользован тягач или трактор.

Другая конструкция простого и дешевого спуска показана на рис. 159. Спуск состоит из двух рядов деревянных свай, забитых в грунт. В продольном направлении спуска сваи связаны деревянными прогонами с рельсами, по которым двигается тележка. Гидросамолет при подходе к спуску заруливает на опущенную тележку и устанавливается на нее поплавками. Те­лежка поднимается по спуску при помощи лебедки или тягачом.

В поперечном направлении сваи связываются деревянными брусьями. По одной стороне спуска укладываются две доски, по которым в случае необходимости можно пройти до конца спуска.

В верхней части спуска уклон делается меньше, так как в этом месте тележка с установленным на ней гидросамолетом остается до тех пор, пока не возникнет необходимость в обратном спуске его на воду. В том случае, если постоянные деревянные

Устройство временных спусков и маневренных площадок

спуски делать неудобно или же является необходимость в при­емке единичных гидросамолетов, например, для приема или высадки пассажиров, то на таких промежуточных станциях применяют следующие устройства. Для приема одиночного не­большого гидросамолета (рис. 160), на берегу, на деревянных

Устройство временных спусков и маневренных площадок

Рис. 160. Понюн дія причаїивания гидросамолетов

сваях устраивается помост, от которого спускается лестница к не­большому деревянному понтону. Понтон имеет основанием не­сколько цилиндрических бочек, скрепленных вместе, на бочки накладывается настил из досок. Гидросамолет подруливает к пон-

Устройство временных спусков и маневренных площадок

Устройство временных спусков и маневренных площадок

Рис. 161. Понтон дія причаїивания гидросамоіетов

тону, швартуется к нему и производит разгрузку. Для того чтобы при подходе гидросамолета к понтону предохранить поплавки или лодку от повреждений, наружный край понтона обивается мягким кранцем. Понтон укрепляется к сваям при помощи деревянных распорок, фиксирующих его положение.

На рис. 161 показано устройство, позволяющее принять больше чем один гидросамолет; принципиальной разницы с только что> описанным устройством в данном случае нет — увеличено лишь число понтонов.

BoJfte сложное устройство пловучих спусков показано на рис. 162 и 163. На рис. 162 показан плову Чий спуск, устроенный из нескольких понтонов, соединенных вместе и имеющих наклон­ный настил, одним концом уходящий в воду. Спуск рассчитан, на прием небольших гидросамолетов (на рис. амфибия) при помощи людей или ручной лебедки. Пловучий спуск укре­пляется на якорях и соединяется с берегом посредством двух деревянных мостков.

Устройство временных спусков и маневренных площадок

Рис. 162. Пловучий спуск

На рис. 163 показан пловучий спуск с вращающейся плат­формой. Он представляет* собой металлическую клепаную про­странственную ферму, имеющую сверху деревянный настил длиной 25 м и шириной 14 м. Ферма поддерживается на плову при помощи цилиндрических цистерн, наполненных воздухом,, и специального балластного отсека, расположенного на конце пловучего спуска, уходящего в воду. В средней части имеется вращающаяся платформа диаметром 14 л«. Большой резервуар с сжатым воздухом и специально установленный воздушный ком­прессор обеспечивают быстрое маневрирование балластным отсеком при приеме гидросамолета, поддерживая ватерлинию спуска в безопасных пределах. Электромотор мощностью в 20 л. с., приводит в движение вращающуюся платформу со скоростью

иа

одного оборота в минуту. В момент приема гидросамолета ватер­линия спуска проходит через центр вращающейся платформы, и гидросамолет, подруливая на моторах, входит на платформу, опираясь на свои поплавки или, если это амфибия, выходя на колесах. Платформа поворачивается на 90°, под колеса или поплавки устанавливаются подкладки, для того чтобы гидроса­молет не мог сдвинуться с места; и платформа поворачивается на 180° от своего первоначального положения. Вся операция по подъему гидросамолета занимает от 20 до 30 сек.

Устройство временных спусков и маневренных площадок

Рис. 163. Шовучий спуск:

а — резервуар для сжатого воздуха; б — балластные цистерны

Спуск гидросамолета производится в обратном порядке.

Наличие помещений для пассажиров и достаточно удобное ме­сто для производства посадки их, а также быстрое маневрирование гидросамолетом является большим удобством пловучего спуска.

Все рассмотренные нами понтоны и спуски не зависят от колебания уровня воды и могут быть быстро переведены из одного места в другое, наконец, если в этом месте зимой водная поверхность замерзает, они могут быть быстро убраны й сохра­нены до следующей навигации.

Таким образом, условия эксплоатации гидросамолетов выя­вляют целый ряд специфических требований к оборудованию как постоянных, так и временных аэродромов. Поставив задачу — познакомить в общих^ чертах с оборудованием гидроаэродромов, считаем необходимым отметить, что при выборе места для раз­мещения гидроаэродрома и проектировании его оборудования следует исходить из соображений всемерно сократить трудоемкие операции по подъему и спуску гидросамолетов, обслуживанию его в ангаре, а также правильно расположить якорные стоянки для обеспечения свободного и безопасного маневрирования гидросамолета ца роде.

Для обслуживания гидросамолета на воде в процессе его эксплоатации необходимы так называемые пловучие средства.

Пловучие средства бывают самоходные и несамоходные. К самоходным пловучим средствам относятся различного назна — " чения катера, глиссеры и моторные лодки со стационарным или подвесным двигателем, самоходные, баржи, самоходные пловучие краны и т. п. К несамоходным пловучим средствам относятся шлюпки разных размеров, понтоны различного назначения, гру­зовые баржи, пловучие краны и т. п.^

Подпись: Рис. 184. Быстроходный катер с тентом

Катера по своему, назначению делятся на: буксирные рейдо­вые, буксирные мореходные, катера быстроходные, технической помощи, по обслуживанию полетов. Специализация их назначения характеризуется соответственными элементами водоизмещения мощностью двигателя и наличием специального оборудования

На рис. 164 показан катер .английских ВВС с установленным тентом. Особую форму имеет корпус: в носу сечение подводной части заострено вшиде клина, который по мере приближения к корме приобретает все более и более полные очертания, переходя у кормы в днище плоской формы, где расположены два винта.

Устройство временных спусков и маневренных площадок Подпись: I Подпись: 145

Подобного рода катера могут быть использованы как для буксировки ‘гидросамолетов, — так и для перевозки пассажиров, а также для оказания помощи гидросамолету при вынужденной посадке.